Почему я могу об этом писать
Так случилось, что за годы работы в веб-разработке я сталкивался не только с самими заказчиками, но и с несколькими студиями в Минске и С.Петербурге. Нужно понимать, что далеко не каждая компания может позволить себе содержать на зарплате несколько программистов, дизайнеров, верстальщиков, таргетолов и так далее. Хорошо, если в штате есть по одному фронт-энд и бэк-энд программисту, один дизайнер он же верстальщик, пара человек по продвижению и рекламе. Ну и директор с бухгалтером. Весь остальной ресурс - это менеджеры, первостепенная задача которых ПРОДАТЬ и получить деньги с заказчика, а дальше хоть трава не расти.
Нет-нет, уважаемый представитель веб-студии, в которой всё иначе. В штате которой работает 100+ человек и все они вовлечены в процесс работы над текущим проектом. Я конечно же не про Вашу студию (здесь можно без иронии, т.к. такие студии действительно есть). Я про те, другие. Которые не просят по 100$ за час работы уборщицы.
Так вот. Эти веб-студии, чтобы закрыть все "дыры" в работе (а дыр этих много, поскольку менеджер сам не сделает дизайн, верстку, не напишет код, не продвинет сайт в поиске) привлекают на работу сторонних специалистов. Меня в том числе. Несколько студий соглашались на сотрудничество, только при условии, что работу буду выполнять на их территории. Поэтому я и решил поделиться некоторым опытом с читателями.
Ценообразование
Когда клиент обращается в фирму, предлагающую скажем услуги настройки и ведения контекстной рекламы, и ничем другим данная организация не занимается, то с большой долей вероятности стоимость услуг будет не сильно отличаться от цены фрилансера, и можно быть уверенным, что как минимум 80% бюджета пойдёт на нужные цели.
Когда же клиент обращается в фирму "умельцы на все руки", то нужно понимать, что минимум 50% бюджета осядет в самой фирме еще не дойдя до исполнителя (оплата большого офиса в крутом месте, зп директора, бухгалтера, менеджера который будет с Вами общаться, вот той девушки с кофе и даже тот бесплатный кофе, которым Вас угостят - всё это из Вашего кармана), из оставшейся части будет забрано еще около 20% на покрытие той рекламы, которая Вас привела в фирму, а уже оставшиеся 30% будут честно потрачены в пропорциях 20%-к-80% на "тестирование и настройку" и непосредственно "саму рекламу".
Хорошо это или плохо - Вам решать. Просто требуйте от фирм полной финансовой отчетности, сравнивайте стоимость работ, со "средней" по рынку и всё будет хорошо!
Еще немного о ценах. Перепродажа.
Да, такие фирмы как правило перепродают услуги сторонних специалистов. Из-за существенный трат (на рекламу, офис, сопутствующий персонал) им приходится нанимать фрилансера за "Х" рублей, а перепродавать за "ХХХ". Поэтому как правило напрямую с исполнителями Вашего проекта и не предлагают общаться - всё только через менеджера.
Расскажу одну интересную историю. Однажды на одном из проектов (большой каталог автозапчастей, со сложной структурой каталога, схемами узлов автотранспорта и так далее) наступил момент, когда менеджер проекта просто устала и уволилась, а новая сотрудница не смогла во всём этом разобраться даже за несколько недель. При этом у заказчика возникли новые идеи по своему проекту, захотелось расширить функционал. Сколько менеджер не читала дополнение к тех.заданию - так и не смогла объяснить мне (а я выступал в качестве единственного программиста проекта), что же именно хочет заказчик. Было принято решение о совместной встрече - я, клиент (заказчик), менеджер проекта и директор веб-студии. После нескольких часов обсуждений, мы с заказчиком пришли к "общему знаменателю" его идей (некоторые были приняты, некоторые улучшены, а некоторые забракованы). И тут заказчик говорит фразу: "Окей, мы всё обсудили, меня всё устраивает. Сколько это будет стоить?" и при этом смотрит на меня в ожидании ответа. В голове у меня крутилась примерная цифра (точную стоимость в относительно больших разработках назвать сложно, обычно это +/-15%), и я не задумываясь о последствиях уже открыл рот чтобы озвучить её. Как тут меня под столом ногой ударил директор фирмы и затем глазами указал на его ноутбук - а там перед его экраном бумажка, на которой написано: "Никаких сумм! Только почасовка +20% !".Я сделал вид что закашлялся и назвал примерное время, увеличенное на 20%. На что заказчик про себя пробормотал (считая на калькуляторе телефона) : "Столько-то часов, на ХХХ в час... Ну чуть дороже чем я ожидал, но вполне подъемно - работаем". И вот это ХХХ - было как раз моя почасовая ставка умноженная на 3...
Незаменимый менеджер на проекте
Менеджер. Как много в этом слове... Нет, я всё понимаю, если Вы приходите за разработками в фирму уровня EPAM или IBA и Вам назначают персонального менеджера проекта - то всё понятно и логично. Но когда клиент приходит за банальным шаблонным лендингом или 3-х страничным сайтом уровня "О нас и нашей компании"... За всё время работы с веб-студиями, я встретил только одного толкового менеджера. Эта девушка работала в данной студии наверное с момента её создания, прошла огонь, воду, медные трубы и все круги ада - и выдержала. Единственный раз я встретил менеджера, которая знала сразу 5 языков ("клиентский", "программерский", "дизайнерский", "рекламный" и "матерный") и могла свободно перевести с одного на другой. Но это скорее исключение из правил.
Подавляющее большинство менеджеров веб-студий - это "почтальоны с задержкой". Если сегодня клиент скажет что-то про изменения в его потребностях, то только к вечеру следующего дня менеджер скажет программисту "поставь пока этот проект на паузу", затем еще через 2 дня скажет "мы дополняем техническое задание", и только на четвертый день озвучит изменения: "Вот эту кнопку на сайте решено было удалить". А если клиент захотел что-то более серьезное - то вообще пиши пропало! Будет несколько созвонов с верстальщиком и программистом, обсуждений с клиентом, переписывание чуть ли не половины ТЗ, чтобы эту несчастную кнопку всё же не убрать, а сделать у нее закругленные края и оформить другим цветом подложку.
Были случаи, когда коммуникация настолько тормозилась, что клиент просил создать общий чат в каком-нибудь мессенджере. Там, озвучив свои пожелания клиент ждал моего ответа. Но по условиям работ с вебстудией, я мог только ознакомиться с потребностями заказчика, а свои ответы и комментарии присылать менеджеру. И вот, увидев что хочет клиент, я написал свои ответы на все пункты его дополненного тех.задания и отправил их менеджеру проекта. И только через 2 дня они появились в общем чате! Решив, что менеджер их как-то видоизменила, я внимательно прочитал каждый из них - но нет! Они остались один-в-один как я писал! Только вставлены они были в вордовский документ, а не просто текстом, как присылал их я. То есть на то, чтобы скопировать текст, вставить его в ворд, сохранить и выслать заказчику - у менеджера ушло 2 дня работы. Оплачиваемой работы!
Круговорот яйца в сметане
Как я уже писал выше, редко когда встречается веб-студия, не привлекающая исполнителей "на стороне". Оно и понятно - сегодня заказов много и можно с их потока кормить десяток работников, а завтра наступил кризис и директору не хватает денег офис оплатить, куда уж там содержать столько сотрудников. Поэтому выгоднее прибегнуть к фрилансу: есть заказ - привлек нужных людей, нет заказов - никого не привлекаешь и ничего не платишь. Но здесь кроется несколько проблем. Например, рассмотрим программирование. Пришел заказчик, у него проект (условно) на 100 часов. Веб-студия привлекла на эти 100 часов программиста. Через некоторое время он сказал что всё сделал и вроде бы как выглядит всё как надо. Веб-студия заплатила ему деньги, отдала проект заказчику. Через неделю заказчик возвращается и говорит - я нашел тут кучу багов, исправляйте! Веб-студия отправляет этот список программисту - а он либо недоступен (в отпуск уехал), либо уже занят на другом проекте с другой студией, и говорит "я всё исправлю, но ждите месяц пока закончу текущую работу". Либо такое может быть не в конце работ, а где-нибудь в середине процесса, например потому что программисту надоел этот проект и он ушел. Что делает веб-студия? Правильно - ищет нового программиста, который будет долго и упорно изучать код предыдущего (чаще - предыдущих), затем плюясь и крича что так писать код нельзя и он за это оторвал бы руки, - предлагает переписать всё с нуля. На что конечно же никто не соглашается, веб-студия ищет нового и т.д.Бывали случаи, когда мне приходил проект после 4-5 сменившихся специалистов, каждый из которых оставил свой незабываемый след в коде.
Мораль сего рассказа не в том, какой я хороший специалист и заказывать сайт нужно именно у меня и чем быстрее тем лучше для Вас (этот пункт идет как аксиома и даже не обсуждается). Я о том, что отдавая проект в работу даже большой веб-студии, Вы не получите гарантий отсутствия багов при жестком соблюдении сроков. К сожалению.
Так есть ли плюсы?
Да, есть. Иначе все веб-студии давно прекратили бы свою работу. Основное достоинство студий - это комплекс услуг. Приходя в такую фирму у клиента (в идеале) не должна болеть голова о том, где взять того или иного специалиста. Достаточно просто описать потребности бизнеса и оплатить услуги. А дальше веб-студия сама распределит обязанности, сама будет контролировать процесс, сама найдет недостающих специалистов, сформирует отчет и так далее. Минимальная вовлечённость клиента в процесс при высокой степени гарантированности результата (опять же - в идеале) - вот за что клиенты платят деньги.
Кроме того, работники веб-студий часто обладают достаточным опытом в своей сфере (или по крайней мере должны им обладать) либо работают под управлением опытных людей. Совместно обсуждая тот или иной проект гораздо легче прийти к правильному решению поставленной задачи.